вторник, 14 августа 2018 г.

«Дефицитное» мышление


                 или 
Как воспитать ребёнка с изобильным мышлением

«… и пряников, кстати, всегда не хватает на всех»
Булат Окуджава

Вам знаком термин «дефицитное мышление»?
Те, кто не сталкивался с этим понятием,    представьте, что есть категория людей, которая считает, что все блага на свете – это один большой пирог, но если кто-то возьмет от этого пирога кусок побольше, то ему останется совсем маленький кусочек или не останется вообще. Такая позиция заставляет человека жить в убеждении, что общество делится на победителей и проигравших. Если я выиграл, то  ты обязательно проиграл. И наоборот. Человеку с «дефицитным» мышлением трудно согласиться с тем, что в выигрыше могут быть практически все.   И, начинается борьба – за выживание, за счастье, за любовь. Любая борьба истощает и моральные, и физические силы, а добытые в борьбе блага зачастую не приносят радости.
Итак, теперь, когда мы знаем, что такое «дефицитное» мышление, давайте разберемся, откуда и когда оно возникает.
Как вы, наверное, уже догадались, корни «дефицитного» мышления уходят в детство. Оно формируется постепенно, но неотвратимо, 
- когда ребёнок поставлен в такие условия, что вынужден заслуживать родительскую любовь;
- когда родители сравнивают ребёнка с другими детьми в семье, школе и т.п.;
- когда между родителями существует конкуренция.
В результате всего вышеперечисленного у ребёнка возникает непреодолимое чувство, что взаимодействуя с окружающим миром, нельзя расслабляться, иначе проиграешь. И вот готов новый человек с «дефицитным» мышлением, который всю жизнь проведёт в сравнении себя с другими (причём, сравнение будет не в его пользу), в вечных попытках «выпрыгнуть из штанов», чтобы заслужить чью-то любовь и внимание. Конечно же, всё это не может не отразиться на его личной жизни, взаимоотношениях с друзьями, коллегами, руководством.
В наших с вами силах позаботиться о будущем своего ребёнка. Надо лишь перестать требовать от него беспрекословного послушания, отличной учёбы,  успехов в спорте, музыке;  помнить о том, что способности наших детей могут быть не столь яркими, как у соседского мальчика или девочки, и не сравнивать, а любить и принимать их такими, какие они есть.

Огромное значение имеет атмосфера в семье. Это значение  может быть как  положительным, так и отрицательным. В любом случае, то, что происходит в наших семьях, не может не повлиять на психологическое состояние и эмоциональное развитие детей. Ребёнок должен знать, чувствовать и быть уверенным в том, что его любят независимо от того, как он написал контрольную, и каковы его успехи в спорте.

Если в семье царят безусловная любовь и взаимопонимание, если эмоциональное пространство, в котором пребывает ребёнок, со знаком «плюс», если между родителями нет конкуренции, то, поверьте, наши дети вырастут с чётким пониманием того, что «пирог» не один на всех – он у каждого  свой, целый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий