среда, 10 мая 2017 г.

Похвала и наказание

В воспитании детей всегда присутствуют два противоположных друг другу момента – это похвала и наказание.
В предыдущих статьях мы говорили о наказаниях и оценке (как похвале). Пришло время остановиться на этих темах и рассмотреть их подробнее.
Мы хвалим и наказываем детей, что называется, «от ума», когда мы точно знаем, как правильно.
В таком случае информация приходит к ребёнку, просто как шум, и уходит, как пришла. Это происходит, когда мы заняты своим делом и как-то пытаемся отреагировать на ребёнка – или похвалить его, или поругать – мимоходом, про между прочим.
Думаю, вы сталкивались с тем, что ребёнок ведёт себя так, будто вас не слышит.
Есть наказания и похвалы «от сердца» - от эмоций, которые вас переполняют. Да, они искренние, но они могут травмировать ребёнка, в наказании вы можете перегнуть палку и упустить момент обучения, а в похвале создать завышенную самооценку ребёнку, которая в социальной среде может упасть и причинить ему душевную боль.
Как же тогда мы можем хвалить и наказывать?
«От души». Это значит, что вы понимаете: как вы сейчас отреагируете, так ребёнок будет относиться к себе в будущем.
Успех ребёнка во взрослой жизни во многом определяется тем, сколько раз в течение каждого дня своего детства он говорил себе: «Я смог!» или «Я могу!», но НЕ «Я - лучший».
Почувствуйте разницу!
Например, ребёнок построил гараж из конструктора и показывает вам. Можно просто заметить, а можно сказать: «Да, ты смог построить сам гараж для своих машин!» или «Ты уже умеешь строить гаражи!».
Именно в такой момент ребенок понимает: «Я умею!».
Взрослому главное расставить правильные акценты: «Ты умеешь», но НЕ «Классный гараж!», НЕ «Ты у меня самый крутой!» и т.п.
Если вам удастся вырастить в вашем ребёнке это ощущение «я смогу!» или « я смог!» в детстве, то во взрослую жизнь он войдет самостоятельно, станет самодостаточным ответственным человеком, который знает, что такое счастье. И вы обретете уверенность в завтрашнем дне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий